ИССЛЕДОВАНИЕ ОПЫТА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ СВОБОДНОГО ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

 

Абулькина А.И., студентка

Ставропольский государственный университет

С 2007 года в России ведется активная политика по переходу бюджетных учреждений и всех федеральных органов исполнительной власти на свободное программное обеспечение. Распоряжением правительства Р.Ф. от 17 декабря 2010г. утвержден план  для выполнения  этой задачи до 2015г.    Необходимость создания собственного  (отечественного) пакета свободного программного обеспечения очевидна. От этого зависит информационная безопасность нашего государства. Внедрение бесплатного ПО принесёт огромную экономию бюджетных средств. Кроме того, наша информационная система станет, в целом, более стабильной, так как не будет зависеть от единственного поставщика ПО. Нельзя забывать что Microsoft – частная компания, недопустимо, чтобы стабильность страны (учитывая всеобщую компьютеризацию) зависела от одной, пусть даже очень уважаемой фирмы.

Именно поэтому, внедрение в бюджетных организациях СПО, являющегося отличной альтернативой платному ПО, активно пропагандируется государством.

Для решения такой масштабной задачи как повсеместное распространение свободного ПО, государством был  предпринят ряд мер. Ко второй половине 2008 года российское бесплатное ПО было установлено практически во всех государственных учреждениях, в частности в общеобразовательных школах.

В соответствие с постановлением Правительства РФ от 19.12.2007 в общеобразовательных школах некоторых регионов страны началось внедрение открытого программного обеспечения. Постепенно к этой программе стали присоединяться и другие регионы. А с 1 января  2011 г. все школы России должны либо полностью перейти  на свободное программное обеспечение (ПО Linux), либо использовать Windows, ежегодно приобретая лицензии за свой счёт.  Для создания приложений и программ для учебного процесса, правительством РФ (в лице Министерства Образования) был заключен договор компанией ALT Linux, с целью разработки операционной системы, с учётом различных технических возможностей. Таким образом, появился пакет свободного программного обеспечения, созданный в рамках проекта внедрения СПО в школах Российской Федерации в 2007-2008 годах и носящий название ALT Linux 5.0 Школьный. Он имеет различные модификации в зависимости от того, какими техническими возможностями обладает та или иная школа.

Но с внедрением СПО возникла новая проблема – не все учителя информатики и ИКТ обучены работе в такой среде. Поэтому был поднят вопрос о переобучении учителей. Компания ALT Linux  предложила  разработать специальный курс для подготовки к работе в среде СПО и отдельных курс для подготовки самих учителей. Но так как обучение на этом курсе платное, не все школы могут это себе позволить.

Серьёзнейшей проблемой, вставшей перед учителями информатики и ИКТ, является  практически полное отсутствие учебно-методических комплексов и учебной литературы в целом. И хотя с 2007 начали выпускаться учебники для вузов и школ по обучению свободному ПО в среде  Windows и Linux, но их качество и объем совершенно недостаточны.

В Интернете есть определенные ресурсы, которые предоставляют преподавателям некоторые методические разработки и учебные пособия, которые разработаны непосредственно самими учителями. Возможно, необходимая литература, одобренная Министерством образования РФ, появится в ближайшее время, но на данном этапе учителям приходится осуществлять обучение в основном без помощи учебников.

Таким образом, переход на СПО оказался не таким уж и безболезненным процессом.

Для более полного исследования опыта общеобразовательных школ по использованию СПО обратимся непосредственно к практическому опыту отдельно взятой школы: гимназии №25 города Ставрополя.

Эта школа одна из первых приняла решение перейти на такое ПО. Следовательно, учителя информатики имеют опыт работы в данной среде. Среди них, а так же среди учащихся было проведено анкетирование для определения того, какими программными средствами пользуется учитель, и какую методику организации образовательного процесса в данной среде они считают приемлемой.

В ходе анкетирования выяснялось мнение учителей информатики по организации образовательного процесса, и в частности, какое программное обеспечение можно использовать, как  следует организовать обучение и каким аспектам необходимо уделить особенное внимание.

В результате анализа опроса были сделаны следующие выводы:

Мнение преподавателей в том, какое программное обеспечение лучше использовать, разделилось. Около 60% опрошенных считают, что ОС Windows и прилагающиеся к ней пакеты должны быть основными программными средствами в процессе обучения. Они объясняют это тем, что у большинства школьников на домашних персональных компьютерах установлено именно это программное обеспечение. В то же время ими указана необходимость наличия знаний у учащихся об использовании и особенностях СПО, но только в ознакомительных целях, в качестве примеров. Они объясняют это трудностями в ходе обучения учеников и тем, что им намного сложнее дается изучение бесплатных программных средств.

Другая группа учителей (30%) утверждает, что необходимо учить детей работе в нескольких средах. Они считают, что процесс обучения не может быть осложнен отсутствием подобных программных средств на персональных компьютерах школьников. Наоборот, ученики с интересом работают на занятиях. В пользу СПО, по мнению учителей, говорит и экономия средств, которые затрачиваются на обеспечение программными продуктами (классов ИКТ и в целом всей школы).

10% учителей по этим же причинам (экономия средств) считают, что школе необходимо полностью перейти на СПО, а платное ПО изучать в ознакомительных целях.

При анкетировании учащихся старших классов были заданы вопросы, которые позволили  бы определить уровень их подготовленности к работе в той или иной среде и определить, какие программные средства им легче использовать и с какими они не работали. Выяснялось, какое ПО, по их мнению, следует использовать и почему.  Каким программным обеспечением они пользуются у себя дома.

Мы получили следующие результаты.

71% учеников считают, что нужно оставить платное ПО (ОС Windows) как основное для обучения и работы. 27% процентов старшеклассников проявили интерес к СПО. Они хотели бы более подробно изучать данные программные средства. 2% опрошенных не определились во мнении.

89,3% старшеклассников указали в анкетах, что они дома используют платное ПО и только 10% установили бесплатное ПО на свои персональные компьютеры. Следует отметить, что данная группа школьников является учащимися профильных классов (с углубленным изучением математических дисциплин). Оставшиеся 0,7% не имеют дома компьютеры.

Так же проверились и сравнились знания учащихся по следующим программным продуктам:

  1. Операционная система

–  Windows

–       Linux

  1. Текстовые редакторы

–    Microsoft Office Word

–       OpenOffice Writer

  1. Табличные процессоры

–    Microsoft Office Excel

–   OpenOffice Calc

  1. СУБД

–     Microsoft Office Access

–       OpenOffice Base

  1. Графический редактор

–       Adobe Photoshop

–       Gimp

Таким образом, ученики почти вдвое лучше ориентируются в среде платного программного обеспечения. При этом нужно отметить, что уровень знаний СПО в профильных классах лучше, почти равен уровню знаний платных программ.

Нужно при этом учитывать, что учителя информатики не проходили специальных курсов переобучения для работы в среде СПО. Они обучают учеников, опираясь на собственный опыт и собственные знания полученные практически.

Таким образом, обозначился ряд задач, которые необходимо решить в ближайшее время, это:

­– планирование и организация переобучения учителей информатики и ИКТ;

– планирование и организация технического сопровождения и обслуживания кабинетов ИКТ;

– разработка УМК и учебных пособий  для организации учебного процесса;

– планирование и последующая установка программных продуктов.

Следует отметить, что, переход на бесплатное программное обеспечение оказался не таким безболезненным, как предполагалось. Возникшие проблемы, учителям приходится решать самостоятельно, без поддержки руководства школы или государства в целом. В тоже время есть движение в этом направлении, которое должно привести к решению задачи повсеместного внедрению СПО (не только в школах, но и во всех государственных учреждениях), столь важной для нашего государства.